Альбом «Записки юного врача», написанный Мэйти под влиянием наследия Михаила Булгакова получил хорошие оценки на нашем сайте. Настало время поговорить с автором. Для этого мы связались с Мишей и задали ему несколько вопросов.
Почему Булгаков?
-Потому что он не получил свое при жизни. Самый недооцененный писатель того времени. Громадина. Не знаю, хотелось бы мне стать широко известным после своей смерти, не став таковым при жизни, но есть в этом своя драматургия и свой парадокс.
В большинстве рецензий на альбом встречается фраза «эмо-рэп». Как ты относишься к такому определению?
-Мне оно импонирует. Ведь если отбросить предрассудки, то характеристика стиля довольно верная получается.
«ЗЮВ» оставляет впечатление продуманной и законченной работы. Зачастую чтобы написать хороший, выверенный текст, нужно к нему не раз возвращаться, править, переписывать. Но для того чтобы альбом получился целостным, работу затягивать нельзя. Сколько времени ушло на пластинку, и легко ли она рождалась?
-Спасибо за впечатление. Не совру, если напишу, что припев «Мангуста» написал прошлым летом, в августе. Таким образом, семь месяцев. Все песни на альбоме пронумерованы ровно в том порядке, в котором были написаны. Альбом дался нелегко, но очень осознанно; я изначально понимал его направленность и формы. Получилось сложно, но я могу и хочу писать еще сложнее.
Расскажи о сотрудничестве с Dark Faders.
-Я долго искал свой звук. Например, предыдущий альбом был роковым и гитарным, и в нем есть что послушать, но я не чувствовал, что эта ниша моя. А с «Записками» чувствую. Dark Faders — инноваторы. Мне добавить больше нечего, потому что они уникальны.
Как ты относишься к русскому рэпу. Кого мог бы выделить?
-Я русский рэп слушаю мало и неохотно, но не потому, что на этот вопрос сейчас так модно отвечать, а потому, что мне русский рэп чужд, как жанр. Мне не нравятся интонации, которые я слышу, не нравятся слова и их произношение. Я давно для себя понял и принял одну простую вещь: всё уже спето, написано и прочитано до нас. Наша задача — достойно продолжать наследие, сохранить язык. Имен не выделю, извини.
Отождествляешь ли ты себя с рэпом? Кто твой слушатель?
-Знаю то, что рэп меня точно с собой не отождествляет. Да и я себя с ним, наверное. Я не хотел бы стать сильным рэпером и сильным мс, я хотел бы стать сильным музыкантом.
Слушатель очень разный. Несовершеннолетний и зрелый, легкомысленный и воспитанный, благоразумный и не очень. По концертам определить очень трудно, потому что приходят и женщины с детьми, и совсем юные девочки, и даже старики.
Ты из небольшого города. Сейчас с повсеместным развитием паутины вопрос о том, как донести своё творчество слушателю, не стоит так остро, как раньше. Но малый город — это малые возможности. С какими сложностями приходится сталкиваться артисту, который пишет альбомы, живя в провинции?
-Я покинул родной город два месяца назад, но все изданные стихи и песни были написаны там, в Алатыре, включая «Записки юного врача». Сейчас я живу в Москве и нахожусь в таком пограничном состоянии, когда не к чему себя отнести. Михалок говорил как-то: «Я везде друг и нигде хозяин!» Вот что-то схожее ощущаю в глубине души. А сложностей я не испытывал там. Мне кажется, что если ты четко понимаешь, чего ты хочешь — то решаемо абсолютно всё, вне зависимости от населенного пункта, будь то маленький русский город Алатырь или любая соседняя чувашская деревня.
Не могу не задать этот вопрос. Песня «Ева», на мой взгляд, самая сильная на альбоме. Но трек « Winter is all over You» от Firs Aid Kit оставляет определённый осадок. Как ты относишься к такого-рода заимствованиям? И где та грань, которая отделяет творческую интерпретацию от плагиата?
-Спасибо. «Ева» — моя любимая песня на данный момент. Я начал писать её на гитаре, а потом почувствовал, что мотив очень схож с песней шведской фолк-группы FirstAidKit, и принял решение не видоизменять «Winterisalloveryou», а дополнить. Мы просто нашли друг друга. Получился некий каверо-ремейк-трибьют. А заимствую я регулярно: Виктор Цой, Альянс, Мертвые Дельфины. Просто это те песни, которые хочется петь. Имея навык стихосложения, невозможно не добавить частичку себя, своих слов.
Грань между интерпретацией и плагиатом очень размыта и, как мне кажется, варьируется в зависимости от любви или не любви к исполнителю. Песня получилась красивой, и её полюбили люди — мне большего не надо.
За твоими плечами уже пять (очень достойных) пластинок. Какого фидбэка ты ждал, когда писал «Новые песни о главном» и чего ждёшь от музыки сейчас?
-Если честно, то перед ответом искал в Яндексе, что такое «фидбэк». Старомоден.
«Новые песни о главном» рекомендовал к прослушиванию Карандаш, и это было хорошее начало. Но тогда (в 2012) мне хотелось комментариев и лайков, а сейчас — понимания. Пусть никто не напишет мне «мужик, ты красавчик», но послушает и всё поймет.
BRNSL очень много внимания уделяет литературе. Я знаю, что у тебя недавно вышел сборник стихов (который, увы, мы пока не читали). Расскажи об этой работе.
-В сборник вошли стихотворения, написанные в промежутке с 2012-го по 2015-ый год. Абсолютно разные, но исключительно наивные и добрые стихи. Моя бабушка — очень религиозный человек, но перечитывала все эти мои далеко не православные капризы на бумаге пять раз. Давайте встретимся, и я подарю вам эту книжечку.
Кто из поэтов на тебя повлиял, чьё творчество вызывает восторг?
-Сергей Есенин.
Вернемся к песням. Я ставил твой альбом ребятам из своего окружения. Мнения разделились фифти-фифти. Одним залетает в плеер и оседает там. Другие говорят, что эта музыка больше подходит для девочек. Твои мысли на этот счёт?
-Ты знаешь, мне хотелось бы нравиться девочкам больше, чем мальчикам. Это естественно и нормально. Я не понимаю ребят, которые ставят повышенное внимание женской аудитории к исполнителю в укор или в какую-то тяжбу, — напротив, мне кажется ненормальным желание вечного респекта от мужчин.
А не хотелось бы сделать чего-нибудь более жёсткое?
-К слову о Сергее Александровиче Есенине. «Пишу, как дышу!»
С кем из музыкантов ты бы хотел посотрудничать? Может уже есть какие-нибудь проекты?
-Есть предварительные договоренности, время покажет. Но, если честно, мне комфортнее работать сольно. Слишком коротки эти три-четыре минуты для того, чтобы их с кем-то делить.
Одни артисты получают удовольствие только когда видят отдачу, другие — когда слышат готовую композицию и понимают, что она звучит так, как задумывалась, а третьи просто ловят кайф от процесса написания стихов либо музыки. Что для тебя самое интересное в творчестве?
-Мне интересен симбиоз перечисленного тобой в равной степени. Но больше всего мурашек по спине пробегает в момент, когда ты заканчиваешь песню и понимаешь, что её полюбят, как не одну из, а как особенную. Такое со мной случалось не часто, но случалось.
Чем, помимо музыки, ты увлекаешься?
-По качеству и уровню заинтересованности — близкого к музыке нет. Я очень люблю свой дом, город, свою семью и все, чем я занимаюсь — воздаю. Родителям — за воспитание и трепетное отношение, музыке — за шанс быть услышанным, городу — за вдохновение, дому — за уют. Большая и честная работа.
Блиц-опрос. Назови лучшие, на твой взгляд, фильм, книгу, альбом (песню).
-Хорошо, я попробую.
«Остров», «Маленький принц», Земфира — Любовь, как случайная смерть.
Ну и напоследок пару слов от Миши Мэйти для читателей Brainsly.
-Пусть у каждого останется своя правда.