«Люди бездны» (The People of the Abyss) — книга социологических очерков американского писателя Джека Лондона. Впервые увидела свет в 1903 году. В предисловии автор пояснил, что летом 1902 года добровольно опустился на «дно Лондона»: переодевшись и обретя внешность местного жителя, он некоторое время жил и работал в кварталах Ист-Энда, чтобы собственными глазами увидеть степень бедности и лишений рабочего класса в столице мощнейшей на то время державы. Джек Лондон подчёркивал, что провёл свой эксперимент летом, а зимой дела обстоят гораздо хуже.
Книга подвергалась критике со стороны некоторых писателей, обвинявших Джека Лондона в приукрашивании ужасов жизни местного населения. Однако репортер Джастин Мак-Карти в своей статье в нью-йоркском «Индепендент» за январь 1903 года кратко охарактеризовал положение в следующих словах:
«Работные дома не могут вместить всех голодных, молящих каждый день и каждую ночь о пище и ночлеге. Благотворительные организации уже исчерпали все свои средства, стремясь прокормить вымирающих от голода обитателей чердаков и подвалов в тупиках и закоулках Лондона. Сонмы безработных и голодных денно и нощно осаждают казармы Армии спасения в различных районах Лондона, но дать им пристанище негде и поддержать их силы нечем».
Так что если Джек Лондон и обострил некоторые моменты, то ненамного.
С каждым днем я все больше убеждался, что жениться для людей Бездны не только не разумно, но даже преступно. Они — камни, отвергнутые строителями. Для них нет места в жизни: все силы общества гонят их вниз, на дно, где их ждет гибель. На дне Бездны они становятся хилыми, безвольными, слабоумными. Если они плодятся, то потомство их гибнет, — жизнь здесь стоит дешево. Где-то над ними в мире идет созидательная работа, но принять в ней участие они не хотят, да и не могут. Впрочем, мир не нуждается в них. Там, наверху, есть достаточно людей, более приспособленных, которые цепляются изо всех сил за крутые склоны над Бездной, отчаянно стараясь не сорваться вниз.Очень сильное произведение. Затягивает своим реализмом и живым языком повествования, который хорошо звучит даже в переводе. Вообще, живость языка — несомненный конек Джека Лондона. И реализм. Неприглядный и пугающий, он держит читателя на привязи подобно острому рыболовному крючку и дарует свободу лишь по окончанию действия. Это книга — хороший источник пищи для размышлений, советую ее буквально каждому. Читать, читать, и еще раз читать!Короче: лондонская Бездна — это громадная бойня. Год за годом, десятилетие за десятилетием сельская Англия вливает в город все новые и новые людские силы, но силы эти не только не приумножаются, а уже к третьему поколению исчезают вовсе. Специалисты говорят, что лондонский рабочий, родители и деды которого родились в Лондоне, представляет собой весьма редкостное явление.