Группа The Soul Surfers — это несколько ребят из Нижнего Новгорода, которые делают соул и фанк на высочайшем уровне. Началось всё в 2008 году, когда четверо школьных друзей, вооружившись музыкальными инструментами, образовали группу. Уже через пару лет парни выпустили пять виниловых пластинок на детройтском лейбле Funk Night Records. С тех пор состав группы менялся, но дела у Сёрферов неуклонно шли в гору. Они сотрудничали с Rickey Calloway, детроитской певицей Coko, выступили с калифорнийскими звёздами Myron & E, попали в саундтрэк американского сериала «Glee» («Хор») и участвовали в туре по городам Северной Америки . На данный момент издано 20 виниловых синглов группы на таких лейблах, как Funk Night Records (Detroit) и Ubiquity Records (California), а буквально неделю назад в Itunes появился их первый альбом Soul Rock, который несколько дней был на вершине чартов среди R&B и Soul музыки.
Редакция Brainsly пообщалась с лидером коллектива Игорем Жуковским, который рассказал про творческий путь коллектива и про то, чем живет группа сейчас.
Как вышло, что школьные друзья решили играть фанк, а теперь они же входят в основной состав группы?
Я с детства увлекался музыкой, где-то в 7-8 лет стал увлекаться хип-хопом, а лет в 10 понял, что мне больше нравится сама музыка, а не речитатив. Большая часть музыки в хип-хопе сделана из сэмплов — т.е. из фрагментов другой музыки, и зачастую это фанк, соул и всё, что с ними связано родом из 60х-70х. Так и стал это всё слушать, а когда стал постарше, то захотелось играть такое. В классе нашлись единомышленники, и к последнему звонку мы сколотили группу, а где-то через полгода после выпуска собрались играть уже более сознательно.
Насколько нам известно, вначале вы играли дип-фанк и сёрф-рок, а потом уже ушли в сторону соул и фанк музыки. На кого ровнялись в начале пути, что послужило толчком к переходу к чисто фанк музыке?
Мы сейчас играем скорее соул и рок, нежели фанк. Стали давать больше концертов, да и вообще не было задачи играть именно дип-фанк всегда. Изменилось мироощущение, возможно, или что-то в таком духе.
Вы со школьной скамьи вместе. Не приелись ли вы за это время друг другу? Бывают ли серьёзные разногласия в коллективе относительно музыки и бытовых вещей в целом?
Сейчас у нас в коллективе от первого состава остались только я и Артем, наш нынешний басист и гитарист пришли позже. Но разногласия бывают, конечно, из-за опозданий или каких-то бытовых моментов. В целом всё обходится мирно и без ножевых.
Как проходит процесс создания композиций? Это итог каких-то совместных джемовых зарисовок или что-то другое?
Когда как. Иногда я или другой участник приносим песни, если я — то обычно напеваю их на диктофон, чтобы не забыть. Иногда в джеме проскальзывают интересные моменты, и мы начинаем над ними работать. Пару песен мы вообще записали в джеме чуть ли не с первого раза.
В ваших концертах также участвуют приглашённые музыканты, которые играют на духовых и прочих инструментах. Это какие-то проверенные временем люди, или каждый раз вы приглашаете других музыкантов? Не хотели бы взять к себе в команду человека, который играет на трубе или саксофоне, например?
Это проверенные люди, знакомые или знакомые знакомых, друзья, люди которых нам порекомендовали. У нас уже достаточно сыгранная команда, и нам проще работать вчетвером, и при необходимости позвать духовиков или других инструменталистов извне. Так проще с логистической точки зрения тоже.
Как прошло ваше знакомство с лейблами? Многие делают шаблон письма, прикрепляют туда свои треки и рассылают множеству лейблов в надежде, что кто-то да и ответит. Вы также рассылали свою музыку по лейблам или же выбрали определённые?
Мы и наши друзья рассылали по лейблам, которые нам нравятся. «Массовой рассылкой» мы не занимались, в основном слали прицельно.
Каково осознавать, что твоя музыка выходит на виниле?
Приятно, но уже привычно. По мне, так и надо делать, если ты серьезно настроен и играешь подобного рода музыку — она требует физического носителя.
Расскажите, как вас принимают за океаном? Я имею ввиду концертные программы. Поделитесь самыми яркими воспоминаниями о туре по США. Выступали ли в Новом Орлеане?
В Новом Орлеане пока ещё не выступали. Были в Детройте, Чикаго, Сент-Луисе, и ещё я играл диджей сеты в Лос-Анджелесе и Коста Месе. Впечатлений масса — люди там относятся к такой музыке, как к народной, никакой экзотики нет. Принимали очень хорошо, а некоторые очень удивились, т. к. думали, что мы черная группа из США, а оказались белыми парнями из Нижнего Новгорода.
Создаётся впечатление, что фанк не особенно востребован в России. Много ли у вас поклонников на Родине?
Соул и фанк — очень понятная музыка. Если загонять её в рамки субкультуры, то субкультура очень небольшая. Но на деле, людей, которым нравится такая музыка, очень и очень много. Просто они понятия об этом не имеют, и открывают это в себе в том числе и на наших концертах. Это музыка для всех.
Ваша музыка несет очень большой энергетический заряд со знаком «плюс». Можно ли говорить, что приверженцы стиля фанк — это во все стороны позитивные люди, жизнь которых — сплошная веселуха?
Нет, соул и фанк — часто музыка страданий, да и песни у нас разные есть, о неудавшейся любви, например, или о том, что нужно прекратить страдать херней и заняться делом. Стереотип.
Что вообще слушаете сами?
Разную музыку, от того же соула и фанка до современной электроники, классику рока и так далее. Я с удовольствием слежу за современной музыкальной сценой — много интересного.
Откуда взялось название группы?
Случайно, из названия первого демо — Soul Surf. У группы есть и другие названия, но почему-то прижилось именно это.
С кем из заокеанских музыкантов было работать интереснее всего? Расскажите отдельно о сотрудничестве с артистами легендарного Stones Throw Records.
Со всеми по-разному. С Myron & E мы записались прямо в Москве, перед нашим совместным выступлением на Пикнике «Афиши». А знакомы были ещё до этого, общались и менялись пластинками.
Музыка сама по себе несёт огромную массу эмоций, но голос хорошего вокалиста редко бывает лишним. С кем из отечественных исполнителей хотелось бы поработать?
Это самое сложное, т. к. я не слишком люблю женский вокал, а вокалистов-мужчин интересных вижу немного. Из корифеев — с удовольствием сделал бы псих-рок с Градским, из новых имен — Дорн отлично подойдёт для сладкого соула на русском.
Чем помимо музыки вы занимаетесь? Кто вы по профессии?
Я — в основе музыка, но ещё преподаю в университете, Ромео (басист) — хормейстер Нижегородской капеллы, Игорь (гитара) — инженер-проектировщик, Артём (орган) — занимается бизнесом.
В современном мире тяжело избавиться от ярлыков и сравнений. С кем вас чаще всего сравнивают ваши слушатели или просто люди, впервые открывшие для себя ваше творчество?
Хороший вопрос, потому что люди, не знающие соул-фанк сцену, а знающие только современную эстраду, вообще с трудом могут нас с кем-то сравнить. Знающие люди сравнивают с Джэймсом Брауном, Поэтс Оф Ритмс, Соул Инвестигейторс.
Если уж мы говорим о ярлыках, то какие ваши любимые шоу/фильмы 70-х?
Я люблю советское фильмы и вестерны. В советском кино один из вечных фаворитов — «Приключения Шурика» и фильмы из этой серии («Иван Васильевич меняет профессию», «Операция Ы» и т. п.) Из вестернов — «Хороший, Плохой, Злой» (конечно же), «Джанго» (оригинальный). Из «черного кино» — Dolemite лично мой фаворит.
На советской эстраде было достаточно артистов, близких вам если не по духу, то по музыке. Это было совершенно другое время, но кого бы вы выделили из советской музыки, пропитанной соулом?
Ансамбль «Мелодия» местами, ВИА «Гая», ВИА «Диэло» (некоторые записи), ВИА «Ариэль», «Веселые Ребята», «Самоцветы», «Дос-Мукасан».
За десятилетия накопился огромный пласт подзабытой музыки, которую Голливуд и Ко сейчас активно использует в своих лентах, попутно давая второе дыхание многим забытым группам и шанс новичкам. Услышим ли мы вашу музыку однажды в картине наподобие «Стражей Галактики 2»? Предлагали ли вы или ваш лейбл вашу музыку музыкальным скаутам кинокомпаний? Straight Up так и просится на экран.
Ubiquity этим активно занимается, и нашу музыку уже использовали в довольно известном сериале Glee («Хор»). Это было примерно года два назад.
Как вам крайний альбом D'Angelo? 14 лет прошло всё-таки с момента выхода предыдущей студийной пластинки.
Я не совсем его понял, старый D' Angelo мне больше нравился.
Не было мысли пригласить кого-то из легенд посолировать на записи нескольких песен? Кого бы вы позвали, не отрываясь от земли? Кроме Яна Уайтфилда, конечно же.
Мы поработали с некоторыми настоящими легендами по этой сцене. Есть и ещё кое-какие договоренности, но пока все карты раскрывать не хочется.
Вас уже режут на сэмплы? Были ли запросы на очистку прав?
Режут, но права не очищают. Знаю, что отечественные рэперы уже до нас добираются.
Больше спасибо за интервью. Brainsly желает участникам группы всяческих успехов, дальнейшего развития и полные залы преданных поклонников.