Сегодня (13 января) популярная стриминговая площадка SoundCloud заключила стратегическое соглашение с Universal Music Group о лицензировании каталога произведений UMG. Для музыкального сервиса это стратегический, но вынужденный шаг, т. к. в прошлом году площадка столкнулась с перспективой судебных разбирательств, инициированных звукозаписывающими лейблами во главе с Sony Music, обидевшимися на то, что последние не получали никакой прибыли от использования композиций своих артистов на площадке. А ведь печалиться им было о чем: SoundCloud давно известно, как место тусовки всевозможных диджеев, делающих ремиксы, инди музыкантов, фанатов, микро-лейблов, радио-станций и даже больших артистов, вроде Kanye West'a или Drake, которые частенько сами заливают свои треки/ремиксы на сервис бесплатно.

Всё это крайне огорчало звукозаписывающие компании, которым нужны все ваши шекели. Выливалось это, как правило, в то, что лейблы требовали от компании банить аккаунты тех, кто делал ремиксы/семплировал/использовал треки в подкастах. А это, в свою очередь, огорчало уже 175 миллионов активных пользователей сервиса. Но то была лишь половина беды. Второй половиной было то, что компания, основанная еще в 2007-м году, несмотря на то что стала лидером рынка бесплатного размещения аудио-контента, до сих пор не смогла выработать действенную модель монетизации, кроме рекламы на страницах сайта и платных «Pro» аккаунтов с расширенным функционалом, которыми пользовалось относительно небольшое количество людей.

Основное изменение стратегии предоставления платных услуг после подписания контрактов с крупными лейблами — это введение платной подписки (в придачу к «Pro» аккаунтам, а не вместо), когда отдельный музыкальный контент будет доступен только тем, кто является платным членом сервиса. Объяснять, почему это плохо для пользователей, пожалуй, не надо. А вот о тех, кто там даже не зарегистрирован, стоит упомянуть отдельно.

soundcloud_soundwave

Популярность SC держится на простоте доставки своей музыки слушателям: залил файл, подписал трек, скопировал код встроенного плеера и разместил на любом сайте. Более 80% процентов прослушиваний музыки на SC приходится на сторонние сайты, размещающие встроенные плееры с музыкой. В свою очередь, абсолютное большинство таких прослушиваний исходит от людей, не зарегистрированных на сайте — это просто читатели сайтов, которые жмут Play где-то в сети. Предполагается, что после нововведений все эти плееры будут вести себя аналогично логике другого крупного игрока стриминга — Spotify: «Извините, но чтобы прослушать данный трек, вам необходимо зарегистрироваться на сайте». Будет ли человек, который просто хотел послушать трек, идти на сайт, регистрироваться, платить деньги, тратить своё время на то, чтобы включить трек, послушать 20 секунд и понять, что ему это не нравится? Для большинства слушателей ответ будет один — нет.

Логично предположить, что на волне подобных изменений будут появляться альтернативные сервисы, а позиции конкурентов с менее жесткой политикой усилятся. Совсем не очевидно, что введение платной подписки благоприятно скажется на состоянии сервиса, столь сильно зависящего от собственных пользователей, большинство которых и выбрали его из-за бесплатности и простоты размещения/прослушивания музыки. Так же нет никаких деталей о том, как платные подписки будут реализованы технически и что случится с тем встроенным на различных сайтах контентом, который попадёт в «платную зону» — будет ли он автоматически закрыт забором с надписью «Нужно заплатить» или нет.

Руководство компании отмалчивается на вопросы пользователей о грядущих изменениях, а глава SoundCloud Александр Льюнг в заявлении по поводу подписания договора с UMG ограничился лишь общими формулировками о том, что платный контент будет введён в конце 2016-го года. Как бы то ни было, но данная трансформация — это интересное и знаковое событие в жизни шведского стримингового сервиса. А к чему оно приведет и не пожалеет ли компания об этом, узнаем ближе к концу года.

Одно можно сказать точно — умирающие лейблы звукозаписи всеми силами пытаются поддерживать прибыльность: если не за счет новой музыки, которая приносит всё меньше, т. к. музыки в целом из года в год всё больше и часто она бесплатна, то хотя бы за счет существующего каталога музыкальных произведений, накопленного годами. А в заключение вот вам небольшой отрывок с нового альбома Рональда Дженкиса.