Все мы любим смотреть фильмы, знаем их режиссёров, композиторов, актёров, но мало кто упоминает в описании к фильму людей других профессий, задействованных при создании картины. Их можно найти только в финальных титрах, которые конечно же никто не читает.

Сегодня мы поговорим о звуке в кино. Часто можно услышать, что звук — это 2/3 фильма, звук делает либо портит кино и это действительно так.

Немного истории.

До 1927 г. практически все фильмы были «немыми», они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появилась первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничали, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов.

Designing Sound 6

Приход в кино звука несколько снизил роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино, либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам. Но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми.

В наше время развитие технологий и повсеместное внедрение в кинематограф компьютерной графики существенно повлияли на звук и зрителя в целом. В погоне за зрителем компании постоянно экспериментируют, так как мало кого уже удивишь заезженными звуковыми спецэффектами. Звук становится объёмнее и громче, на первый план выходят блокбастеры.

Что даёт звук зрителю?
1) Полное погружение в историю, повествование.
2) Эффект причастности, присутствия.
3) Передаёт эмоции героев.
4) Достоверность событий, действий.

И так, кто отвечает за звук в кино? Вот список людей (и их профессий), которые занимались звуковым оформлением в фильме «Интерстеллар»:

Designing Sound 5

Michael Babcock ADDITIONAL RE RECORDING MIXER
John Baldofsky ADR RECORDIST
Scott Curtis FOLEY EDITOR
Mark DeSimone ADR MIXER
Michael Dressel FOLEY EDITOR
Christopher Flick FOLEY SUPERVISOR
Aaron Glascock ADDITIONAL SOUND DESIGNER
Richard King SUPERVISING SOUND EDITOR
Drew Kunin SOUND MIXER: CANADA
Gregg Landaker SOUND RE RECORDING MIXER
Mary Jo Lang FOLEY MIXER
Michael W. Mitchell SOUND EFFECTS EDITOR
Alyson Dee Moore FOLEY ARTIST
Ryan Murphy MIX TECHNICIAN
Thomas J. O'Connell A.D.R. MIXER
Eric Potter SOUND EFFECTS RECORDING MIXER
David Raymond SOUND UTILITY
Gary Rizzo SOUND RE RECORDING MIXER
Kyle Rochlin FOLEY MIXER
John Roesch FOLEY ARTIST
Randy Torres ASSISTANT SOUND EFFECTS RECORDIST
Hugo Weng DIALOGUE EDITOR
Zach Wrobel SOUND UTILITY
Linda Yeaney FIRST ASSISTANT SOUND EDITOR
Ryan Young A.D.R. RECORDIST

Список не маленький. И что это за профессии спросите вы? Я расскажу о трёх самых интересных.


Sound effects recordist — специалист по записи эффектов окружения и шумов.

Designing Sound 3

Данный человек занимается записью всевозможных звуков для добавления их в уже смонтированный фильм. Так как в звук, записанный во время съёмок, попадают посторонние шумы, такие как голоса за кадром, ветер и прочие паразитные звуки. Обычно используется несколько видов и количество микрофонов для записи звука с разного расстояния. В финальной версии эти записи смешиваются и разносятся по панораме. Таким образом слушатель отчётливо понимает, где находится звук и на каком расстоянии от него.


Foley artist (шумовик) — специалист по записи шумовых эффектов.

Designing Sound 2

Поначалу шумовики озвучивали каждый монтажный кадр в один приём, а при ошибке переозвучивали весь кадр. Если, например, в кадре есть шаги по разным поверхностям и выпавший из кармана ключ, шумовик должен вовремя бить ботинками по этим поверхностям, а когда выпадет ключ — бросить ключ перед микрофоном. У современных звукооператоров в арсенале нелинейный монтаж, так что звук можно подвинуть вперёд или назад, сделать громче или тише. Но общие принципы записи и воссоздания звуков те же.

У шумовиков есть целый набор различных устройств и методик, которые позволяют записать невоспроизводимый (или трудновоспроизводимый) звук:

Хруст костей — ломать перед микрофоном макароны или сельдерей.
Столкновение автомобилей — удар по металлическому ящику с инструментами.
Лошадиные копыта — бить половинками кокоса по какой-нибудь поверхности.
Удар кулаком — производится по арбузу или по курице.
Шаги на снегу — воспроизводятся сжиманием пакета крахмала.


Sound Designer (саунд-дизайнер) — специалист в области создания и моделирования звуковых пространств и специальных звуковых эффектов.

Designing Sound 1

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках – все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.


Ниже небольшая подборка документальных фильмом об озвучке мировых бестселлеров.

«Интерстеллар»

Студия звукозаписи: Warner Bros. Studios

«Мстители: Эра Альтрона»

Студия звукозаписи: Skywalker Sound

«Трансформеры: Эпоха истребления»

Студия звукозаписи: Technicolor at Paramount

«Need for Speed: Жажда скорости»

Студия звукозаписи: Technicolor at Paramount

«Голодные игры: И вспыхнет пламя»

Студия звукозаписи: Warner Bros. Studios

«Человек из стали»

Студия звукозаписи: Warner Bros. Studios

Больше фильмов на сайте soundworkscollection