Мало кто знает о том, как записывается звук в кино, а уж тем более — о профессии шумовика.
Шумовик — специалист по записи шумовых эффектов, применяющихся для кино и компьютерных игр. Опыт показывает, что звук, получаемый во время натурной съёмки, довольно невыразителен (а зачастую и зашумлён ненужными звуками). К тому же кинодекорации рассчитаны на быстровозводимость и дешевизну — так что роль мрамора может играть фанера или пенопласт. А в постановочных драках только намечают удары, а не наносят в полную силу. В таком случае видеоряд приходится переозвучивать.
Английское название foley artist происходит от имени одного из пионеров записи и воссоздания шумовых эффектов — Джека Фоли (1891—1967). В эпоху немого кино Фоли был каскадёром и разведчиком натуры в «Юниверсал Студиос». Когда конкуренты выпустили первый звуковой фильм, начали спешно готовить звуковую бригаду — и Фоли, ранее имевший дело с радио, тоже попал в неё, его задачей было переделать немой мюзикл «Плавучий театр» в звуковой. Интересно, что более чем за 30 лет озвучивания не было сделано ни фотографии мэтра в студии, ни записи его голоса. Хотя шумовики существовали и раньше, ведь в театрах делали довольно сложные спецэффекты, да и радио работало два десятка лет.
Поначалу шумовики озвучивали каждый монтажный кадр в один приём, а при ошибке переозвучивали весь кадр. Если, например, в кадре есть шаги по разным поверхностям и выпавший из кармана ключ, шумовая бригада должна вовремя бить ботинками по этим поверхностям, а когда выпадет ключ — бросить ключ перед микрофоном. У современных звукооператоров в арсенале нелинейный монтаж, так что звук можно подвинуть вперёд или назад, сделать громче или тише. Но общие принципы записи и воссоздания звуков те же — и в любом случае умелый шумовик в один приём наполнит шагами целый кадр.