Мы подготовили подборку фильмов, в которых фотография играет важную или решающую роль для истории. Фильмов разных, один из которых вполне может вдохновить на съемку, помочь посмотреть на свою работу с новой стороны и даже вернуть веру в профессию, если такая вдруг потерялась.
Мех
Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus
Начнем с фильма Мех. Это фантазия, за основу взявшая личность Дианы Арбус, о которой мы делали сюжет.
Никакого отношения к ее реальной биографии фильм не имеет, просто историю наполняют образы, связанные с Дианой: имена, фотоаппараты и общая эстетика восхищения тем, чем восхищаться сложно.
Все странное здесь сходится в персонаже Роберта Дауни Младшего, с головы до ног покрытого волосами. Кроме него, название фильма оправдывается постоянным появлением в кадре чего-то пушистого или лохматого, что связывает гламур с другой красотой, будь то парики, шубы или волосатые руки, держащие кролика.
Фильм старается быть странным. Странные диалоги, странные люди и постоянные визуальные провокации. Например, безрукая женщина, пьющая чай, изящно держа чашку ногой.
Иногда встречается неожиданный юмор, вроде лохматого Роберта Дауни Младшего, дарящего героине липкий ролик для чистки одежды после их свидания, или фразы «Она меня не трогает» в ответ на вопрос, почему персонаж не находится в отношениях с безрукой поклонницей.
О фильме сложно говорить, как о вдохновляющем, особенно учитывая вымученную драму в конце, но как попытка сыграть на нестандартной эстетике фильм хорош. А еще он может побороться в номинации на самую забавную прелюдию перед постельной сценой.
Окно во двор
Главный герой хичкоковского Окна Во Двор списан с Роберта Капы, о котором мы тоже делали сюжет. Но снова это связь на уровне вдохновения личностными качествами, нежели какая-то работа с биографией.
Фильм про фотографа, вынужденно прервавшего свои опасные командировки из-за перелома ноги, про его непростые романтические отношения и общение с сиделкой. И самое главное — про то, что происходит за окном, в доме напротив.
Пусть вас не отпугивает год выхода, фильм отлично смотрится даже сейчас, если отбросить единственную экшн-сцену.
Здесь роскошные диалоги в атмосфере ушедшего века со множеством остроумных пикировок, которые хочется растащить на цитаты. Великолепная Грейс Келли, играющая женщину главного героя, которая оказывается совсем не такой светской и скучной, как тот думает.
Фильм интересен своей камерностью и тем, как с ней борются авторы. Простая идея ограничить место действия квартирой и видом из окна накладывает серьезные ограничения на то, как развлекать зрителя. И создатели фильма решили задачу в том числе огромным количеством сценок, постоянно происходящих в окнах дома напротив. Нам представляют жителей наблюдаемых квартир, рассказывают, кто они, и дальше те разыгрывают множество последовательных сюжетов, что разбавляет действие, и иногда иллюстрирует диалоги.
А для фотографов тут есть пара неожиданных способов использования фото-вспышки не по назначению.
Фото за час
А это фильм, который совсем не развлекает. Фото За Час — полный метр тревоги вперемешку с жалостью и осуждением. Точно не то кино, которое может поднять настроение.
Но суть его не в этом. Несмотря на свою тревожную мрачность, Фото За Час — это такой фильм-памятник ушедшей эпохе аналоговой фотографии и, что даже важнее, дань фотографии вообще.
Сюжетная линия о работнике фотосалона, который уже много лет проявляет и печатает фотографии одной семьи, периодически ставится на паузу, чтобы герой Робина Уильямса мог рассказать о своем понимании фотографии и о людях, делающих снимки. И тут стоит взять обратно слова насчет принципиального отсутствия развлечения в фильме, потому что есть все-таки некоторое количество забавных профессиональных историй, которые ненадолго сбрасывают тянущее напряжение картины.
Вполне возможно, что рассуждения о фотографии что-то заденут в вашей душе, с чем-то захочется согласиться или поспорить. А может, таким чем-то станет Робин Уильямс, делающий селфи в фильме 2002-го года.
Фотограф
Пеккер — достаточно безумная трагикомедия, по темпоритму похожая на адаптированный под полнометражку сериал, так все быстро тут происходит, и такими щедрыми мазками подается история.
Суть тут в столкновении наивных и простых людей из глубинки с арт-богемой мегаполиса. Ну и об оборотной стороне внезапной известности, что сваливается на доброго и прямолинейного парня, который просто любит фотографировать происходящую вокруг лайтовую фантасмагорию.
В начале фильм весь «немного чересчур». Но чем дальше, тем этого «чересчур» становится все больше и больше. Достаточно агрессивное выстебывание всего подряд моментами заставляет вспомнить о Саус-Парке.
Вишенкой на торте служит полное отсутствие пиетета перед сексуальными меньшинствами, которое можно было себе позволить в 98-м: скабрезности в сторону геев и лесбиянок тут важная часть формулы всего фильма.
При всем при этом, фильм-то на самом деле добрый. Даже главный протест главного героя, который в другом фильме обязательно привел бы к чему-нибудь неприятному, здесь оборачивается финальной вечеринкой.
Для фотографов здесь есть прекрасный в своей дурацкой подаче диалог об искусстве в кабинке для голосования. Ну и какое признание любимого человека может тронуть сердце фотографа сильнее, чем «Я люблю тебя больше, чем Кодак!»
Красота по-американски
Красота по-Американски — удивительный фильм, который к сегодняшнему дню как-то умудрился подустареть. Причем, сделал это не в техническом плане. Просто к концу десятых интернет сделал нам прививку от налета псевдосмыслов, о которых принято говорить высоким слогом.
При этом, фильм остается безумно интересной историей с неповторимой атмосферой пригородной флегмы, которую не могут разрушить ни подростковые переживания, ни семейные ссоры, ни даже планирование убийства.
Сюжет здесь несколько раз удивляет, простая музыка запоминается навсегда, а сцена с пакетом на ветру мучает еще долгое время, потому что окончательно решить, глупая она или нет, просто невозможно.
Для фотографов здесь есть целый герой по имени Рикки. И пусть он не фотографирует, а снимает на видео, философии съемки в нем хоть отбавляй. Рикки как раз и содержит в себе весь этот флер бездонной глубины искусства, что проявляется во всем, от восхищения закрученного ветром пакета, до зума к лицу девушки, которая решила для него раздеться, чтобы оголившаяся грудь не мешала прекрасному кадру.
Очень интересный, пусть и грустный, фильм.
Фотограф
Фотограф (в оригинале Public Eye) — фильм, вдохновленный личностью знаменитого фотографа Артура Феллига, известного как Уиджи.
В центре истории — фотожурналист Леон Бернстайн, чей детективный подход по сбору информации позволяет оказываться на местах преступлений и других происшествий раньше полиции и прессы. Сюжет строится вокруг одного расследования, разворачивающегося в большую криминальную историю.
Фильм отлично написан и напоминает Секреты Лос-Анжелеса, только те вышли на пять лет позже.
Здесь фотография показана с другой стороны, когда репортер вынужден быть детективом, который способен быстро провести расследование, ловким дипломатом, лавирующим между полицией и организованной преступностью и проявлять чудеса смекалки для достижения цели. При этом у героя есть амбиции фотографа, которые задеваются каждый раз, когда его уникальный талант не воспринимают с должным уважением.
Есть мало фильмов, где черно-белые вставки выглядят оправданно и не пошло. Паблик Ай — один из них.
Доказательство
Помните одиозный смех агента Смита? В Доказательстве молодой Хьюго Уивинг смеется почти так же.
Не хитовый фильм, у которого есть интересное достоинство: авторы изобрели новое применение для фотографии.
Слепой герой с самого детства испытывает проблемы с доверием людям. И основным инструментом проверки их честности для него становится фотоаппарат. Постоянно все фотографируя, он просит описывать содержание снимков.
В фильме развиваются две линии его отношений: с новоприобретенным знакомым и сиделкой, которая постоянно терпит сложный характер закрытого в своих проблемах человека.
Фотография в фильме служит основным мотивом для разговоров и развития отношений. Фотография здесь в какой-то момент становится причиной, по которой все рушится, и фотография же становится мостиком для второй попытки наладить контакт.
Спокойное кино, которое вряд ли вдохновит на съемку, но может дать пищу для размышлений на тему применения фотоаппарата для связи с людьми в самом широком смысле.
Клуб безбашенных
А вот прыжок в самый центр фотожурналистики.
Несколько фотографов в Южной Африке во время апартеида рискуют жизнью и снимают вооруженные конфликты. Интересно то, что особой романтизацией их деятельности фильм не занимается. Молодые ребята, совершающие ошибки, ведущие далеко не примерный образ жизни, работают в условиях постоянного стресса и опасности для жизни, что явно не идет на пользу их характерам и отношениям. Тем не менее, они делают свою работу и добывают уникальные снимки.
Подача у фильма такая, что можно подумать, эти ребята получали по пулитцеру через день. Это отлично резонирует с атмосферой постоянной гонки за очередным кадром под непрекращающимся огнем. На самом деле премии получили два фотографа за кадры, которые вы, скорее всего, знаете.
Очень быстрый фильм, снятый чуть ли не с рук и мимикрирующий под документальную съемку, когда начинается экшн.
Бесценная лента для фотожурналиста, помогающая понять для себя, насколько значима эта профессия.
Сальвадор
И снова журналистика в условиях боевых действий. Но другая.
Фильм строится вокруг Ричарда Бойла, который потерял работу, деньги и жену и решил поправить свое положение, отправившись в Сальвадор за острым репортажем. Герой тут — сложный, многое повидавший, не вызывающий особых симпатий человек. И, в отличие от Клуба Безбашенных, Сальвадор не про профессиональную деятельность репортера, а про все подряд: про безумие в охваченной государственным переворотом стране, про критику политики США, про продажных политиков на местах, про монашек-добровольцев, помогающих раненым детям и много про что еще. Из-за этого двухчасовой фильм распадается на множество ситуаций и историй, но остается чем-то вроде попытки высказаться на все болезненные темы, что генерирует война.
Нам же особенно интересно. что здесь есть персонаж фотограф, который восхищается Робертом Капой, говорит о смысле военных съемок и мечтает сделать свой великий кадр.
Тайная жизнь Уолтера Митти
The Secret Life of Walter Mitty
В первую очередь, это очень красивое кино. Во вторую — фильм про фотографию. Если быть точным, про одну-единственную фотографию.
Уолтер Митти работает в отделе негативов журнала Лайф, который должен в скором времени перейти в онлайн. Для этого Уолтер выбирает из свежей пленки своего фотографа-кумира кадр, который, как ему кажется, отражает квинтэссенцию жизни. Однако именно этого негатива в хранилище нет. Используя кадры с пленки как подсказки, он отправляется на поиски кумира и того самого негатива.
Тайная Жизнь Уолтера Митти — это мотивационное кино, рассказывающее о поисках смысла жизни, когда молодость уже позади и существование кажется почти бессмысленным. Трагикомедия с завидной для такого жанра съемкой.
Образ фотографа Шона Оконнела здесь выступает в качестве мотиватора для главного героя, который постепенно отбрасывает страх за страхом и открывает в себе новые качества, помогающие раскрыть свой потенциал и приблизиться к своему кумиру в обоих смыслах.
Помимо редкой камеры в руках Шона Пенна, в этом фильме можно найти много красивых кадров, хорошее объяснение тому, почему иногда фотоаппарат лишь мешает насладиться моментом, и много мотивации что-то изменить в своей жизни.
Приятного просмотра!